Принято на Совете педагогов МБДОУ Детский сад №4 «Зоренька» Протокол от 25.08.2023г. №2 Утверждено приказом Заведующей МБДОУ Детский сад №4 «Зоренька» ______________ Р.В.Наземкина № 2 от «29» августа 2023г. Учебный план образовательной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №4 «Зоренька» на 2023 – 2024 учебный год Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности в МБДОУ Детский сад №4 «Зоренька» План образовательной деятельности на 2023 – 2024 учебный план разработан в соответствии с: - Федеральным законом от 01.09.2013г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам дошкольного образования»; - Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е., Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой разработанной в соответствии с ФГОС ДО; - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 15.05.2013г. № - Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; - Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. №08-249; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011г. №2151 г.Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; - Уставом МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» - Годовой календарный учебный график МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» на 20232024 учебный год и определяет организационно – педагогические условия образовательного процесса в ДОУ. Пояснительная записка к учебному плану образовательной деятельности Учебный план образовательной деятельности МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» разработан на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяет объем учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности: основной части и части формируемой участниками ДОУ. Учебный план образовательной деятельности составлен по 5 образовательным областям, реализуемым в организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, режимных моментах, это «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». При составлении учебного плана образовательной деятельности мы учитывали следующие принципы: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. 10) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; 11) соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 12) сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики). Основными задачами учебного плана организованной образовательной деятельности являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Учебный план составлен в соответствии с Основной общеобразовательной программой ДОУ, которая разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва, 2014 год. Образовательная деятельность планируется по возрастным группам с учетом санитарных норм. Опираясь на СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26, мы учитывали максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки. В дошкольных группах образовательная деятельность проводится с 1 сентября по 31 мая. Продолжительность учебного года составляет 36 недель. С 01.06.2023г. по 31.08.2024г. организуются летние каникулы (13 недель). В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. В структуре Учебного плана выделены обязательная часть и часть, формирования участниками образовательного процесса: объем обязательной части Программы не менее 60% от ее общего объема: части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Учебный план дошкольных групп состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть учебного плана обеспечивает выполнение основной общеобразовательной программы ДОУ разработанной педагогическим коллективом на основе примерной Программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также через организацию различных видов детской деятельности, использование разнообразных форм и методов работы, обеспечивающих целостность образовательного процесса и решения образовательных задач. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального компонента основной общеобразовательной программы, по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» входят в расписание организованной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планирование. В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. Организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется Учебным планом и Годовым календарным учебным графиком. К образовательным областям относятся: Социально – коммуникативное развитие: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребенок в семье и обществе», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности». Познавательное развитие: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с миром природы», «Ознакомление с предметным миром», «Ознакомление с социальным миром». Речевое развитие: «Развитие речи», «Художественная литература». Физическое развитие: «Физическая культура», «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни». Художественно-эстетическое развитие: «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность» (рисование, лепка, аппликация), «Конструктивно-модельная деятельность», «Музыкальная деятельность». Основная цель дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе. Объем образовательной нагрузки в течение всего пребывания детей в ДОУ определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 15.05.2013г. № 26; При составлении Учебного плана учитывались следующие принципы: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; - принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; - принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - построение организованного образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13). Для каждой возрастной группы даны перечни образовательной деятельности с учётом требований СанПиН, регионального компонента: - с детьми от 3 до 4 лет - 10 занятий в неделю, продолжительностью до 15мин.; - с детьми от 4 до 5 лет - 10 занятий в неделю, продолжительностью до 20 мин.; - с детьми от 5 до 6 лет - 13 занятий в неделю, продолжительностью до 25 мин; - с детьми от 6 до 7 лет -14 занятий в неделю, продолжительностью до 30 мин.; В середине времени, отведённого на организованную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки, включающие упражнения на профилактику зрения, общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости (продолжительность 2-3 минуты). Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности - 10 минут. Помимо этого, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, - в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации занятий с 2 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет (фронтальные). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности ДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (ООД, развлечения и т.д.) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению ДОУ. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Обязательными условиями организации образовательной деятельности являются: - форма организации занятий с детьми с 2 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет (фронтальные); - оптимальное распределение повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей в первую половину дня; - игровая мотивация деятельности; - игровые приемы сосредоточения и привлечения внимания детей; - обеспечение перехода к другим видам детской деятельности; - интеграция образовательной деятельности в различные виды; - чередование видов деятельности с физкультурной и музыкальной образовательной деятельностью; - перерыв между образовательной деятельностью не менее 10 минут. Физическое развитие: Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). - Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю (определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.). Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию организовывается на открытом воздухе. (Подробно смотреть Годовой календарный учебный график) Речевое развитие: Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. - Образовательная деятельность по развитию речи (II младшая, средняя, старшая группы – 1 раз в неделю, подготовительная к школе группа – 2 раза в неделю). - Совместная, самостоятельная игровая деятельность. - Чтение художественной литературы ежедневно в течение дня в совместной деятельности. Социально – коммуникативное развитие: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. - Общение всех участников образовательного процесса (воспитанники, их родители, сотрудники организации) во всех видах деятельности на протяжении всего времени пребывания воспитанников. - Взаимодействие с социальным институтом села, создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды. - Игровая деятельность (сюжетно – ролевые, подвижные, театральные и дидактические игры), режимные моменты, самостоятельная деятельность. - Создание ситуаций, наблюдения, проектная деятельность, обсуждения, беседы, направленных на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). - Элементарная трудовая деятельность (самообслуживания, бытового труда, труда в природе). Художественно - эстетическое развитие: Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). - Образовательная деятельность по рисованию – 1 раз в неделю для детей II младшей группы; для средней группы, для детей старшей и подготовительной групп – 2 раза в неделю. Во всех возрастных группах проводятся занятия художественно – эстетического цикла через неделю (лепка/ аппликация). - Образовательная музыкальная деятельность – 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в первую или во вторую половину дня, проводит музыкальный руководитель. - Самостоятельная творческая деятельность. Познавательное развитие: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. - Образовательная познавательная деятельность (социальное окружение /ознакомление с миром природы) – 1 раз в неделю для детей II младшей группы; для средней группы, для детей старшей и подготовительной групп – 2 раза в неделю. - Образовательная познавательная деятельность (ФЭМП) - 1 раз в неделю для детей II младшей группы; для средней группы и старшей группы, для детей подготовительной группы – 2 раза в неделю. Национально – региональный компонент: Национально – региональный компонент реализуется посредством включения в различные виды деятельности и интеграции в пяти образовательных областях, создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды посредством ознакомления с родным краем, культурой, творчеством, бытом, традициями коренного населения Хакасии, а так же реализации проекта.