учебный план

Принято на Совете педагогов
МБДОУ Детский сад
№4 «Зоренька»
Протокол от 25.08.2023г. №2

Утверждено приказом
Заведующей МБДОУ Детский сад
№4 «Зоренька»
______________ Р.В.Наземкина
№ 2 от «29» августа 2023г.

Учебный план образовательной деятельности

муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Детский сад №4 «Зоренька» на 2023 – 2024 учебный год
Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательной
деятельности в МБДОУ Детский сад №4 «Зоренька»

План образовательной деятельности на 2023 – 2024 учебный план разработан в
соответствии с:
- Федеральным законом от 01.09.2013г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г.
№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – программам
дошкольного образования»;
- Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е., Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой разработанной в соответствии
с ФГОС ДО;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 15.05.2013г. №
- Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования
и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. №08-249;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 20 июля 2011г. №2151 г.Москва «Об утверждении федеральных
государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования»;
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Уставом МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька»
- Годовой календарный учебный график МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» на 20232024 учебный год и определяет организационно – педагогические условия
образовательного процесса в ДОУ.
Пояснительная записка к учебному плану образовательной деятельности
Учебный план образовательной деятельности МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька»
разработан на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, определяет объем учебного времени, отводимого на проведение
организованной образовательной деятельности: основной части и части формируемой
участниками ДОУ.
Учебный план образовательной деятельности составлен по 5 образовательным
областям, реализуемым в организованной образовательной деятельности,
самостоятельной деятельности детей, режимных моментах, это «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
При составлении учебного плана образовательной деятельности мы учитывали
следующие принципы:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

10) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
11) соответствует принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
12) сочетает принципы научной обоснованности и практической
применимости (содержание Программы соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
Основными задачами учебного плана организованной образовательной деятельности
являются:
1. Регулирование объема образовательной нагрузки.
2. Реализация Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
Учебный план составлен в соответствии с Основной общеобразовательной
программой ДОУ, которая разработана в соответствии с примерной
общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения
до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, Москва, 2014 год.
Образовательная деятельность планируется по возрастным группам с учетом
санитарных норм. Опираясь на СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26, мы учитывали
максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки. В дошкольных
группах образовательная деятельность проводится с 1 сентября по 31 мая.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель. С 01.06.2023г. по 31.08.2024г.
организуются летние каникулы (13 недель).
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры,
спортивные праздники, экскурсии и др. В структуре Учебного плана выделены
обязательная часть и часть, формирования участниками образовательного процесса: объем
обязательной части Программы не менее 60% от ее общего объема: части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40%.

Учебный план дошкольных групп состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть учебного плана обеспечивает выполнение основной
общеобразовательной программы ДОУ разработанной педагогическим коллективом на
основе примерной Программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой,
Т.С.Комаровой.
Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом интеграции образовательных
областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также через
организацию различных видов детской деятельности, использование разнообразных форм
и методов работы, обеспечивающих целостность образовательного процесса и решения
образовательных задач.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального компонента
основной общеобразовательной программы, по формированию экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» входят в
расписание организованной образовательной деятельности. Они реализуются как в
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и
во всех видах деятельности и отражены в календарном планирование. В соответствии с
требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в
инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность,
отведенное на реализацию образовательных областей.
Организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется Учебным планом и
Годовым календарным учебным графиком. К образовательным областям относятся:
Социально – коммуникативное развитие: «Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание», «Ребенок в семье и обществе», «Самообслуживание,
самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности».
Познавательное развитие: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»,
«Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с миром
природы», «Ознакомление с предметным миром», «Ознакомление с социальным миром».
Речевое развитие: «Развитие речи», «Художественная литература». Физическое
развитие: «Физическая культура», «Формирование начальных представлений о здоровом
образе жизни».
Художественно-эстетическое развитие: «Приобщение к искусству», «Изобразительная
деятельность» (рисование, лепка, аппликация), «Конструктивно-модельная деятельность»,
«Музыкальная деятельность».
Основная цель дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на
качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для

полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного
обучения в школе.
Объем образовательной нагрузки в течение всего пребывания детей в ДОУ определен
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 15.05.2013г.
№ 26;
При составлении Учебного плана учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются
знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию
дошкольников;
- принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии
со спецификой дошкольного образования;
- построение организованного образовательного процесса с учетом возрастных
особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности
устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями
(СанПиН 2.4.1.3049-13). Для каждой возрастной группы даны перечни образовательной
деятельности с учётом требований СанПиН, регионального компонента:
- с детьми от 3 до 4 лет - 10 занятий в неделю, продолжительностью до 15мин.;
- с детьми от 4 до 5 лет - 10 занятий в неделю, продолжительностью до 20 мин.;
- с детьми от 5 до 6 лет - 13 занятий в неделю, продолжительностью до 25 мин;
- с детьми от 6 до 7 лет -14 занятий в неделю, продолжительностью до 30 мин.;
В середине времени, отведённого на организованную образовательную деятельность,
проводятся физкультурные минутки, включающие упражнения на профилактику зрения,
общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости (продолжительность 2-3 минуты).

Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности - 10
минут.
Помимо этого, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а
также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность
составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине организованной образовательной
деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности
и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Форма организации занятий с 2 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет (фронтальные).
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который
позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности ДОУ предусматривает, как организованные
педагогами совместно с детьми (ООД, развлечения и т.д.) формы детской деятельности,
так и самостоятельную деятельность детей.
Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению ДОУ.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры,
спортивные праздники, экскурсии и др.
Обязательными условиями организации образовательной деятельности являются:
- форма организации занятий с детьми с 2 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет
(фронтальные);
- оптимальное распределение повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей в первую половину дня;
- игровая мотивация деятельности;
- игровые приемы сосредоточения и привлечения внимания детей;
- обеспечение перехода к другим видам детской деятельности;
- интеграция образовательной деятельности в различные виды;
- чередование видов деятельности с физкультурной и музыкальной образовательной
деятельностью;
- перерыв между образовательной деятельностью не менее 10 минут.

Физическое развитие:
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных
на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
- Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в
возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю (определен в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.).
Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия
по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии
у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды,
соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных
метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по
физическому развитию организовывается на открытом воздухе. (Подробно смотреть Годовой календарный учебный график)
Речевое развитие:
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
- Образовательная деятельность по развитию речи (II младшая, средняя, старшая группы
– 1 раз в неделю, подготовительная к школе группа – 2 раза в неделю).
- Совместная, самостоятельная игровая деятельность.

- Чтение художественной литературы ежедневно в течение дня в совместной
деятельности.
Социально – коммуникативное развитие:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
- Общение всех участников образовательного процесса (воспитанники, их родители,
сотрудники организации) во всех видах деятельности на протяжении всего времени
пребывания воспитанников.
- Взаимодействие с социальным институтом села, создание предметно-пространственной
развивающей образовательной среды.
- Игровая деятельность (сюжетно – ролевые, подвижные, театральные и дидактические
игры), режимные моменты, самостоятельная деятельность.
- Создание ситуаций, наблюдения, проектная деятельность, обсуждения, беседы,
направленных на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
- Элементарная трудовая деятельность (самообслуживания, бытового труда, труда в
природе).
Художественно - эстетическое развитие:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему
миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- Образовательная деятельность по рисованию – 1 раз в неделю для детей II младшей
группы; для средней группы, для детей старшей и подготовительной групп – 2 раза в
неделю. Во всех возрастных группах проводятся занятия художественно – эстетического
цикла через неделю (лепка/ аппликация).
- Образовательная музыкальная деятельность – 2 раза в неделю в каждой возрастной
группе в первую или во вторую половину дня, проводит музыкальный руководитель.

- Самостоятельная творческая деятельность.
Познавательное развитие:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
- Образовательная познавательная деятельность (социальное окружение /ознакомление с
миром природы) – 1 раз в неделю для детей II младшей группы; для средней группы, для
детей старшей и подготовительной групп – 2 раза в неделю.
- Образовательная познавательная деятельность (ФЭМП) - 1 раз в неделю для детей II
младшей группы; для средней группы и старшей группы, для детей подготовительной
группы – 2 раза в неделю.
Национально – региональный компонент:
Национально – региональный компонент реализуется посредством включения в
различные виды деятельности и интеграции в пяти образовательных областях, создание
развивающей предметно-пространственной образовательной среды посредством
ознакомления с родным краем, культурой, творчеством, бытом, традициями коренного
населения Хакасии, а так же реализации проекта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».