МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 «Зоренька» АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МКДО) ОСВОЕНИЯ образовательной программы дошкольного уровня за 2022-2023 учебный год Подготовила: Заведующая Наземкина Раиса Васильевна 1 с.Сарагаш, 2023 Содержание справки № п/п Показатели качества дошкольного образования Введение Качество образовательных программ дошкольного образования Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в МБДОУ Детский сад №9 «Колокольчик» 1.2. Соответствие ООП ДО ДОО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования 2. Качество содержания образовательной деятельности в МБДОУ Детский сад №9 «Колокольчик» (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) 2.1. Наличие рабочих программ в ДОО 2.2. Наличие в рабочих программах педагогов ДОО содержания по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие 3. Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия) 3.1. Кадровые условия: 3.1.1 Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами 3.1.2 Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом (младшими воспитателями и помощниками воспитателей) 3.1.3 Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности) 3.1.4 Своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителями ДОО 3.2. Уровень квалификации педагогов по результатам аттестации 3.2.1. Наличие первой квалификационной категории 3.2.2 Наличие высшей квалификационной категории 3.2.7 Нагрузка педагогов 3.3 Развивающая предметно-пространственная среда 3.8. Содержательная-насыщенность среды 3.9. Трансформируемость среды 3.10. Полифункциональность материалов 3.11. Вариативность среды 3.12. Доступность среды 3.13. Безопасность предметно-пространственной среды Психолого-педагогические условия 3.14. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки 3.15. Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности 3.16. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности 3.17. Защита детей от всех форм физического и психического насилия 4. Качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО 4.1. Наличие АООП ДО 1. 1.1 2 4.2. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 7. 7.1. 7.2. 7.3. Соответствие АООП ДО требованиям ФГОС ДО Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье) Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей. Наличие на официальном сайте ДОО разделов по взаимодействию ДОО с семьей Количество родителей (законных представителей), воспитанников ДОО, принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер-классы, спортивные праздники, трудовые акции, родительские собрания и т.п.). Изучение удовлетворенности семьи образовательными услугами Индивидуальная поддержка развития детей в семье Обеспечение здоровья, безопасности, качество услуг по присмотру и уходу Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников Обеспечение комплексной безопасности в ДОО Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми Повышение качества управления в ДОО Наличие у руководителя требуемого профессионального образования Разработанность и функционирование ВСОКО в ДОО Наличие программы развития ДОО 3 Введение Аналитическая справка мониторинг) составлена мониторинга в соответствии качества дошкольного образования (далее с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (на 2019-2025 гг.), приказов Министерства образования и науки Республики Хакасия от 11.09.2020 года №635 «Об утверждении региональной модели мониторинга качества дошкольного образования в Республике Хакасия», от 24.05.2021 года №100-435 «О проведении мониторинга системы управления качеством образования на муниципальном уровне в Республике Хакасия в 2021 году», приказом Управления образования Администрации Боградского района от 16.08.2021г. № 158 «Об утверждении Положения по организации и проведению мониторинга качества дошкольного образования», приказом заведующего МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» «Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 4 «Зоренька»» от 12.05.2023г. № 13 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 «Зоренька» расположен по адресу: Республика Хакасия, Боградский район, с. Сарагаш, ул. Советская, д. 24А Детский сад успешно функционирует с 13.04. 2015 года. Проектная мощность ДОУ – 80 место, 2 группы. телефон: 8 9232130737 Информационный сайт: https://zorenka4.tvoysadik.ru/ Электронный адрес: nazemkina62@mail.ru Тип: бюджетное Тип образовательной организации: дошкольная образовательная организация Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение Режим работы: функционирует в режиме сокращенного дня (9-часового пребывания), с 7.30 до 16.30 часов, в режиме 5-дневной рабочей недели. Руководитель организации: заведующая Наземкина Раиса Васильевна Учредитель: Администрация МО Боградский район Адрес: 655340, Республика Хакасия, Боградский район, с. Боград, ул. Новая, д. 10 Телефон: Списочный состав – 30 детей. Комплектация – 2 группы. 4 В МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька», осуществляется воспитание и развитие детей от 1,5 лет до 7 лет в группах общеразвивающей направленности Группы Возраст Количество групп Младшая, средняя разновозрастная группа «Колокольчик» Старшая, подготовительная разновозрастная группа «Ромашка» от1,5 до 4,5 лет 1 Количество детей (на 31.05.2023) 16 от 4,5 до 7 лет 1 14 1. Качество образовательных программ дошкольного образования 1.1 Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в МБДОУ Детский сад №4 «Зоренька» Образовательная деятельность в детском саду в группах общеразвивающей направленности осуществлялась по основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» (принята на педагогическом совете МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» протокол № 13 от «27» августа 2021г., утверждена приказом заведующего МБДОУ от «30» августа 2021 г. № 7) 1.2 Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька», требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования Основная образовательная программа МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми док ументами по дошкольному воспитанию: • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 5 • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013г.), •с учетом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), • Уставом МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька». Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты (в виде целевых ориентиров дошкольного образования), содержание, объем и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть ООП ДО и вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает цели и задачи, принципы и подходы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей детей; Содержательная часть программы формируется на основе программы «От рождения до школы». Содержание образовательной Программы обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по направлениям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема, а части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%, что соответствует требованиям к объему и содержанию ФГОС ДО, отражает специфику условий осуществления образовательного процесса, а также включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО. Организационный раздел Программы включает описание материально- технического обеспечения ООП ДО ДОО. 6 2 Качество содержания образовательной деятельности в МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) 2.1 Наличие рабочих программ в ДОО В МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» имеются рабочие программы, обеспечивающие образовательную деятельность в каждой возрастной группе, принятые на педагогическом совете протокол № 1 от «26» августа 2022г., утвержденные приказом заведующего МБДОУ от «26» августа 2022 г. № 9 2.2 Наличие в рабочих образовательным познавательное программах областям: развитие, педагогов ДОО содержания социально-коммуникативное речевое развитие, по развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие Рабочие программы конкретизируют содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), которое обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Образовательная деятельность проводилась в ходе: – совместной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательноисследовательской, изобразительной, музыкально-художественной, восприятие художественной литературы и фольклора) и в ходе режимных моментов; – самостоятельной деятельности детей; – взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. В форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Итоги мониторинга освоения программного материала за 2022 – 2023, который проводился в соответствии с ФГОС ДО в конце года по 5 образовательным областям («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в процессе педагогических наблюдений; бесед; анализа продуктов детской деятельности, показал, что в старшей разновозрастной и подготовительной группах материал по всем образовательным областям усвоен на высоком и среднем уровне (результаты представлены ниже), а в младшей разновозрастной группе есть показатели низкого уровня, это связано с тем, что некоторые 7 дети только начали посещать детский сад или много пропускали в течение учебного года и у них еще идет процесс адаптации. Результаты мониторинга используются в образовательном процессе, для создания благоприятного психологического климата, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса, позволяют воспитателям получить обратную связь от педагогических действий и планировать дальнейшую индивидуальную работу с воспитанниками по Программе, определить нагрузку, подобрать те методики и технологии, которые помогут ребёнку лучше освоить программные задачи, развить психические функции (память, внимание, мышление, воображение). Сводная таблица по группе Образовательная область «Познавательное развитие » (5-7 лет) Уровни Высокий Средний Низкий сентябрь май сентябрь май сентябрь май Количество детей 1 6 6 8 7 0 Показатели,% 7 0% 43 % 46 % 56 % 50 % 0% Сводная таблица по группе Образовательная область « Речевое развитие» (5-7 лет) Уровни Высокий Средний Низкий сентябрь май сентябрь май сентябрь май Количество детей 0 5 7 8 7 0 Показатели, % 0% 36 % 50% 56 % 50 % 0% Сводная таблица по группе Образовательная область «Социально - коммуникативное» (5-7 лет) Уровни Высокий Средний Низкий сентябрь май сентябрь май сентябрь май Количество детей 0 3 3 11 11 0 Показатели, % 0% 22 % 22 % 79 % 79 % 0% 8 Сводная таблица по группе Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» (5-7) Уровни Высокий Средний Низкий сентябрь май сентябрь май сентябрь май Количество детей 0 6 2 6 12 0 Показатели, % 0% 43 % 15 % 43 % 86 % 0% Сводная таблица по группе Образовательная область «Физическое развитие» (5-7 лет) Уровни Высокий Средний Низкий сентябрь май сентябрь май сентябрь май Количество детей 0 10 9 4 5 0 Показатели, % 0% 72% 65% 29 % 36 % 0% 3 Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия) Критериями и показателями оценки качества условий реализаций ООП ДОУ являются требования к кадровому, материально – техническому, информационно – методическому, обеспечению, психолого – педагогическим условиям, получения дошкольного образования Кадровые условия Организация укомплектована квалифицированными кадрами, в состав которых входит: • административно-управленческий персонал: заведующая • педагогические работники: воспитатель, музыкальный руководитель; • учебно-вспомогательный персонал: младший воспитатель; • служащие: заведующий хозяйством; • рабочие: рабочий по комплексному обслуживанию здания, кастелянша, машинист по стирке белья и ремонту спецодежды, сторож, уборщик производственных и служебных помещений, повар. 9 Организация самостоятельно определяет потребность в педагогических работниках и формирует штатное расписание, исходя из особенностей Программы, контекста ее реализации и потребностей. Реализация Программы осуществляется: 1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации; 2) учебно-вспомогательным персоналом в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Каждая группа непрерывно сопровождается одним или несколькими учебно- вспомогательным работниками. В целях эффективной реализации Программы Организация создает условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного профессионального образования на базе ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации». 3.1 Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами В учебном году комплектование организации кадрами строилось в соответствии со штатным расписанием. Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив ДОУ стабильный, согласно штатному расписанию составляет 16 человек. Воспитательнообразовательную работу осуществляют 3 педагога: из них 2 воспитателя и 1 специалист (музыкальный руководитель). Коллектив детского сада – сплоченный, творческий, осуществляющий деятельность на принципах конструктивного сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия в обучении и воспитании детей, уважительного партнерства с семьями. 3.2 Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом (младшими воспитателями и помощниками воспитателей) В коллективе работает 2 младших воспитателя. Все они имеют среднее профессиональное образование. Наличие у педагогических работников высшего и средне-специального образования (по профилю деятельности) Доля педагогических работников с высшим педагогическим образованием составляет - 0% 100% (3 педагога) имеют средне-специальное образование 3.3 Своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителями ДОО 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации в соответствующих объемах и в соответствующие сроки на темы: 10 «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Планирование и реализация мер по усилению безопасности в организации дошкольного образования», «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации», «Оказание первой помощи при работе с детьми и подростками. Охрана здоровья несовершеннолетних», «Основы здорового питания (для детей дошкольного возраста)», «ФГОС дошкольного образования: организация образовательного процесса в разновозрастных группах», Также педагоги повышали свой профессиональный уровень через посещение методических объединений района, самообразование, что способствует повышению профессионального мастерства и положительно влияет на развитие ДОУ. Педагоги ДОО принимали участие в районных конкурсах педагогического мастерства: в муниципальном смотре – конкурсе на лучшую развивающую предметно – пространственную среду в МБДОУ – участие (О.В.Кудрявцева). Успешной реализации намеченных планов работы способствуют разнообразные методические формы работы с кадрами: педсоветы, теоретические и практические семинары, деловые игры, дискуссии, выставки, творческие отчеты. Накопленный материал собирается педагогами и формируется в творческие папки. Анализ педагогического стажа показал, что в ДОО 5-10 лет- 1 чел. – 33% 25 лет и более - 2 чел. - 67 % Уровень квалификации педагогов по результатам аттестации 3.4 Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников Доля аттестованных педагогических работников на первую квалификационную категорию 0. Аттестованы на соответствие занимаемой должности 3 педагога. 3.5 Наличие высшей квалификационной категории работников Педагогов с высшей квалификационной категорией в ДОО нет 3.6 Нагрузка на педагогов Заведующий МБДОУ - 1,0 ст Музыкальный руководитель - 0,5 ст Воспитатель - 2,0 ст МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» посещает 30 детей. 11 у педагогических Рекомендации: - стимулировать педагогов для получения высшего профессионального образования (от 25%) - повышать мотивацию педагогов к систематическому повышению квалификации через курсы, семинары, вебинары, корпоративное обучение; - стимулировать к участию в районных, региональных, всероссийских, международных и других мероприятиях; Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметнопространственная среда групп, а также территорий, прилегающих к МБДОУ, максимально обеспечивает реализацию образовательного потенциала для развития детей дошкольного возраста, а также обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей и возможности для уединения. Вся развивающая предметно-пространственная среда содержательна, насыщенна, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна, способствует развитию детей. 3.7 Содержательная насыщенность среды Насыщенность среды в ОО соответствует возрастным особенностям детей и содержанию Программы. В Детском саду имеются материалы, оборудование, инвентарь, игрушки и пособия для развития детей, обеспечивающие различные виды детской активности всех воспитанников. - развитию игровой активности способствует наличие материалов, игрушек в уголках для сюжетно - ролевых игр детей (куклы, коляски, кроватки, кухни, зеркала, машинки, дикие и домашние животные, наборы посуды, мебели, муляжи фруктов и овощей, атрибуты для игры «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», и т.д); - в центрах детского творчества имеются материалы и оборудование для творческой активности детей (листы бумаги и альбомы разных форматов, доска, краски, гуашь, кисти, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, столы, салфетки, ножницы, цветная бумага, цветной и белый картон, клей, природный материал, а также трафареты, и материалы для нетрадиционных видов рисования, образцы, раскраски, альбомы по декоративному рисованию, матрешки, иллюстративные материалы по изобразительному искусству); конструкторы (металлические, пластмассовые, лего), строительные материалы различных форм и цветов, мозаики, бросовый и природный материал для художественного конструирования; 12 - дидактические игры (лото, домино, «Береги живое», «Дикие животные», «Чей домик», «Цвет и форма», «Логический домик», «Логика», «Ассоциации», , «Раздели овощи», «Часть и целое», игры - забавы – перевёртыши, лабиринты, игры на замену мест, головоломки, шашки, игры и игрушки для сенсорного развития детей: «Матрешки», «Шнуровки» и т.д; позволяют решать задачи по познавательной активности детей; -игрушки для игр во время прогулок (ведѐрки, лопатки, формочки, машинки, куклы и т.д.); - игрушки и спортивное оборудование для развития основных видов движения (бег, ходьба, прыжки, лазание, ползание): мячи, 4 фитбола, самокаты, скакалки, обручи, ленты, коврики, нестандартное оборудование, развивают двигательную активность, в том числе крупную и мелкую моторику, позволяют детям участвовать в подвижных играх и соревнованиях; - материалы экспериментальной и оборудование для познавательно-исследовательской и деятельности находится в уголках природы и экспериментирования (комнатные растения, семена, камни, ракушки, книги, открытки, шишки, колбы, баночки и т.д.); - книги, раскраски, периодические издания, энциклопедии в книжных уголках, для обогащения детей впечатлениями - настольные театры, пальчиковый театр, костюмы, маски, театральные атрибуты, а также материал для их изготовления – дают возможность самовыражения детей. - имеются материалы для самообслуживания и элементарного бытового труда детей В детском саду организован свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 3.8 Трансформируемость среды Во всех группах ДОО есть возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей: наличие легкой передвижной ширмы, игровой мебели для сюжетно-ролевых игр детей (уголок «Магазин», уголок «Больница», мягкой мебели в группах), которые дети могут самостоятельно перемещать в пространстве групп и использовать по собственной инициативе. Детская мебель (столы, стулья) так же легко передвигается, что позволяет детям самостоятельно менять пространство групп в зависимости от образовательной ситуации, а так же по личной инициативе детей (например, дети могут из стульчиков «смастерить» автобус или поезд, на столе организовать пальчиковый театр и пр.) Полифункциональность материалов - 13 В помещениях возрастных групп и на участке ДОО имеются полифункциональные предметы и природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности: шишки, пуговицы, ракушки, крупы, макаронные изделия разной величины и фактуры, камешки разной формы и величины, трубочки, монеты, счетные палочки, канцелярские резинки и пр., которые дети могут использовать как в познавательноисследовательской деятельности, продуктивной (при изготовление поделок и творческих работ), так и в качестве предметов заместителей в сюжетно-ролевых играх (в игре «Магазин», «Больница», «Салон красоты» и т.д.). В группах обеспечена возможность разнообразного использования составных материалов предметной среды. Например, наличие в группе ширмы дает возможность ребенку использовать ее как для театрализованной деятельности, так и для уединения; центр Ряженья дети используют в сюжетно-ролевых играх «Магазин одежды» и в игре «Семья» (в качестве гардеробной), а так же в играх драматизациях, при выборе атрибутов для подвижных игр. Передвижные ящики могут быть использованы как контейнеры для хранения игрушек, а так же как самостоятельный элемент в сюжетно-ролевых играх (особенно мальчиками в играх «Мастерская», «Гараж») 3.9 Вариативность среды В помещениях и на участках ДОО имеются различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), обеспечиваются через зонирование пространства. В каждой группе образовательное пространство разделено на Центры активности: Центр двигательной активности, Центр книги, Центр науки и природы, Центр математического развития, Центр сенсорики и развивающих игр, Центр патриотического воспитания, Центр изобразительной деятельности, Центр музыкально – театрализованной деятельности, Центр конструирования. У каждого центра есть табличка со своим «рисунком». Деление пространства на центры условно, что значит, дети могут заниматься выбранным видом деятельности в любом месте группы и перемещать игровой и дидактический материал из одного центра в другой, но при этом дети знают и соблюдают правила – по окончанию деятельности вернуть игрушки, материалы на свое место. Подобная организация пространства позволяет детям ориентироваться в разнообразии игровых и иных материалов, выбирать интересные для себя занятия, проявлять инициативу в деятельности Разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования обеспечивает свободный выбор детей, а периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 14 Игровой и дидактический материал меняется не реже двух раз в месяц, обновляется пространство в соответствии с темой недели, интересами и желаниями детей. Периодически появляющиеся новые предметы и материалы активизируют детей, стимулируют к выбору деятельности, позволяют проявлять инициативу и самовыражаться. 3.10 Доступность среды Воспитанники имеют свободный доступ ко всему пространству групп, игровые и дидактические материалы находятся в зоне досягаемости, дети могут самостоятельно, без помощи взрослого брать и использовать материалы и пособия в различных видах деятельности. Воспитателями обеспечивается исправность и сохранность материалов. 3.11 Безопасность предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда в МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» соответствует всем требованиям по обеспечению надежности и ее безопасного использования. Вся мебель в группах соответствует росту детей, имеет соответствующую маркировку. Шкафы и полки с дидактическим, раздаточным и игровым материалом надежно закреплены. Мебель находится в исправном состоянии, отсутствуют острые углы, гвозди, шероховатости, выступающие болты. Инвентарь и игровое оборудование соответствует требованиям безопасности. В образовательном процессе используется только экологически чистые сертифицированные материалы. В группах нет предметов с дефектами, трещинами, сломанных игрушек. Регулярное проведение влажной уборки с применением моющих средств, в том числе регулярное мытье игрушек, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Ковры в групповых и спальных помещениях ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой. Регулярно с воспитанниками проводится инструктаж по технике пожарной безопасности, беседы по безопасной работе с карандашами, ручками, клеем, красками, ножницами и т.д. В результате проводимой работы, среди детей отсутствуют случаи травматизма. Территория детского сада - важное составляющее звено развивающей предметнопространственной среды. Игровые площадки МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» соответствуют гигиеническим требованиям и обеспечивают удовлетворение потребностей детей в движении и развитии. Покрытие групповых площадок травяное, не оказывающего вредного воздействия на детей. Для защиты детей от солнца и осадков имеются веранды. Игровая площадка соответствует возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. В свободном доступе воспитанников имеется игровое оборудование для обеспечения двигательной активности, для сюжетно-ролевых, дидактических игр и игр с водой и песком, для подвижных игр и трудовой деятельности, для художественноэстетического, познавательного и речевого развития. 15 На территории ДОУ имеются малые спортивные формы - это место для организации различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе, которые укрепляют здоровье детей, повышает их работоспособность, а также оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей. Выводы: предметно-пространственная среда МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» подчинена детским интересам, вызывает у детей положительные эмоции, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает их к активной творческой и двигательной деятельности, носит развивающий характер. С помощью предметно-пространственной среды в ДОУ создаются условия для развития способностей детей в разных видах деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует действующим санитарным нормам и правилам. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Рекомендации: Пополнить оборудование крупногабаритными конструкторами, легкими передвижными ширмами, которые позволят детям самостоятельно выстраивать свою деятельность. Психолого-педагогические условия Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде, возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. 3.12 Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное, относительно ребенка, включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер; он принимает ребенка таким, какой он есть, верит в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, 16 привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Для реализации этих целей педагоги МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька»: • проявляют уважение к личности ребенка и развивают демократический стиль взаимодействия с ним; • обсуждают совместно с детьми возникающие конфликты, помогают решать их, вырабатывают общие правила, учат проявлять уважение друг к другу; • обсуждают с детьми важные жизненные вопросы, стимулируют проявление позиции ребенка; • обращают внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждают, как это влияет на их поведение. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошкольном учреждении педагоги создают атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять. Для обеспечения в группах эмоционального благополучия педагоги общаются с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз; внимательно выслушивают детей, показывают, что понимают их чувства, помогают делиться своими переживаниями и мыслями; помогают детям обнаружить конструктивные варианты поведения; создают ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду; обеспечивают в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду располагающая – в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает положительные эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства. 3.13 Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности 17 Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты. Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям все педагоги Детского сада устанавливают понятные для детей правила взаимодействия; создают ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла; поддерживают инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций). 3.14 Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения). В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети чувствуют, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, поддерживаются взрослыми, так как образовательная ситуация в ДОО строится с учетом детских интересов. Образовательная траектория групп меняется с учетом происходящих в жизни дошкольников событий. Для формирования детской самостоятельности педагоги выстраивают образовательную среду таким образом, чтобы дети могли учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями; находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах; изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями; быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений. С целью поддержания детской инициативы педагоги регулярно создают ситуации, в которых дошкольники учатся при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками; совершать выбор и обосновывать его (например, педагоги детям предлагают специальные способы фиксации их выбора); предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.); планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде; оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде. 3.15 Защита детей от всех форм физического и психического насилия В целях профилактики жестокого обращения и насилия над детьми в семье и в детском саду Педагоги учреждения: - не используют методы, которые могут испугать, унизить или обидеть ребенка; 18 - адекватно реагируют на жалобы детей, - не ограничивают естественный шум в группе, Дети всегда находятся в поле зрения педагогов. Вывод: Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста основывается на субъектном отношение педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку. 4 Качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО 4.1 Наличие АООП ДО МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» в 2022 -2023 учебном году не реализовывал АООП ДО в связи с отсутствием потребности. 5 Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье) Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, а для этого необходимо обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов Организации и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей. 5.1 Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей Раздел сайта «Структура и органы управления образовательной организацией»: Положение о Совете родителей Раздел сайта «Информация для родителей»: содержит: Нормативно - правовые документы, регламентирующие взаимодействие ДОО с семьей Консультации для родителей Раздел сайта «Документы» содержит локальные акты: Устав ОО Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися (воспитанниками) и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних (Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений). Правила приема обучающихся (воспитанников) (Правила приема в ДОУ 2022 новые) 19 Раздел сайта «Образование» содержит рабочие программы педагогов ДОО с разделами «Взаимодействие с родителями воспитанников»: 5.2 Наличие на официальном сайте ДОО разделов по взаимодействию ДОО с семьей На официальном сайте МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» имеются страницы для родителей. 5.3 Количество родителей (законных представителей), воспитанников ДОО, принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер-классы, спортивные праздники, трудовые акции, родительские собрания и т.п.) План мероприятий обозначен в РП воспитателей по месяцам В течение всего учебного года специалистами детского сада проводятся тематические консультации, ведѐтся индивидуальная работа с родителями по волнующим их вопросам и существующим у ребенка проблемам, а так же проводятся родительские собрания, мастерклассы от родителей в группах., спортивные праздники, дни открытых дверей, оформляются информационные стенды; выставочное движение в ДОУ (организуются выставки детского творчества и фотовыставки в группах); поддерживается традиция проведения совместно с родителями праздников, мероприятий и досугов (совместная подготовка и проведение развлечений и утренников), производится анкетирование родителей, взаимодействие через официальную страничку ДОУ в ВК. Активно участие родителей в конкурсах ДОУ, в образовательном процессе через пополнение предметно-развивающей среды групп по темам недели. Направления деятельности: 1. Оказание помощи семье в воспитании. 2. Вовлечение семьи в образовательный процесс. 3.Культурно- просветительская работа. 4.Изучение запросов семьи и их удовлетворение через совершенствование образовательного процесса. Большинство родителей (80-85%) активно участвуют в праздниках. 5.4 Удовлетворённость семьи образовательными услугами В анкетировании приняло участие 99% родителей, дети, которых посещают МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» 20 АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА По результатам анкетирования родителей «Изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания услуг дошкольного образования» в МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» 1. Удовлетворяет ли Вас содержание родительского уголка в приемной (распорядок дня, расписание образовательной деятельности, информация о событиях в группе, консультации по актуальным вопросам различной направленности). а) полностью удовлетворяет – 80% б) частично удовлетворяет – 20% в) совершенно не удовлетворяет – 0% г) затрудняюсь ответить – 0% 2. Удовлетворяет ли Вас развитие ребенка, которое он получает на занятиях в детском саду: - познавательное, речевое развитие (занятия по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи); - социально-коммуникативное развитие (обучение правилам поведения, умению общаться, разрешать конфликты); - художественно-эстетическое развитие (музыкальные занятия, занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и т. д.) - физическое развитие (занятия по физической культуре) а) полностью удовлетворяет – 88% б) частично удовлетворяет – 12% в) совершенно не удовлетворяет – 0% г) затрудняюсь ответить – 0% 3. Удовлетворяет ли Вас содержание развивающей пространственно-предметной среды (оформление различных уголков, наличие дидактических средств и оборудования для развития детей) в группе, которую посещает Ваш ребенок? а) полностью удовлетворяет – 96% б) частично удовлетворяет – 4% в) совершенно не удовлетворяет – 0% г) затрудняюсь ответить – 0% 4. Удовлетворяет ли Вас качество предоставления образовательных услуг в детском саду? а) полностью удовлетворяет – 100% б) совершенно не удовлетворяет – 0% В целом, можно сделать следующие выводы по результатам анализа анкет: Удовлетворенность родителей составляет 100%. Их интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса. 21 Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей. необходимо Рекомендации: активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время. 5.5 Индивидуальная поддержка развития детей в семье Консультации воспитателей по вопросам, что обеспечивает преемственность семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимися на дому, поддержка всестороннего развития личности. Обеспечение здоровья, безопасности, качества услуг по присмотруи уходу 6.1 Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников Сохранение, укрепление и охрана физического и психического здоровья детей – одна из основных задач МБДОУ Детского сада № 4 «Зоренька», поэтому в реализации системы физкультурно-оздоровительной работы принимает участие весь персонал детского сада. Медицинское обслуживание детей в детском саду обеспечивают органы здравоохранения на основании договора между ДОО и ЦРБ Боградского района. В соответствии с заключенным договором, медицинские работники наряду с администрацией и педагогическим персоналом несут ответственность за проведение лечебно- профилактических мероприятий, режим и качество питания воспитанников, соблюдение санитарно-гигиенических норм, соблюдение графика проведения вакцинации, осуществляется контроль санитарно-противоэпидемического режима и профилактических мероприятий, за санитарно-гигиеническим состоянием помещений, оборудования, территории в соответствии с санитарными правилами. В ДОО имеется программа производственного и лабораторного контроля и заключѐн договор с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Во всех возрастных группах созданы условия для активизации двигательной активности дошкольников в течение дня. Педагогами систематически проводятся: - утренняя гимнастика; физкультминутки во время проведения образовательной деятельности; - оздоровительные процедуры после дневного сна - закаливающие мероприятия (умывание прохладной водой и др. водные, воздушные и солнечные процедуры); - регулярное проветривание, - поддерживается оптимальный температурный режим, 22 - следят за выработкой правильной осанки у детей - обеспечивают пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня Во время всего пребывания детей в ДОО за ними осуществляется медикопедагогический контроль. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности. В ДОО проводятся профилактических мероприятий, направленные на обеспечение правильного физического и психического развития детей и снижение заболеваемости. Обеспечение снижения заболеваемости детей осуществляется за счет: - четкого соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; - системного проведения оздоровительных мероприятий, закаливающих процедур; - включения оздоровительных технологий (дыхательная гимнастика, самомассаж, полоскание горла, пальчиковая гимнастика); - проведения консультации родителей, по выявленным в результате анкетирования вопросам связанными с проблемами здоровья (в частности воспитания привычки ЗОЖ). Вся эта деятельность способствует укреплению и сохранению здоровья детей. 6.2 Обеспечение комплексной безопасности в ДОО В МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» созданы условия по обеспечению комплексной безопасности ДОО. Создана система нормативно-правового регулирования комплексной безопасности, предусмотрено регулярное обучение коллектива по ТБ, ОТ, ЧС и др; проводятся тренировочные мероприятия по эвакуации воспитанников и всего персонала. Имеются локальные нормативные акты, устанавливающие требования к безопасности внутреннего (группового и вне группового) помещения и территории ДОУ, предназначенной для прогулок воспитанников на свежем воздухе, определены правила безопасности при проведении экскурсий и других мероприятий на территории ДОУ (положения, инструкции, приказы, решения, акты, паспорта безопасности, памятки, планы, журналы, графики дежурств). Используемое спортивно-игровое оборудование соответствует требованиям стандартов безопасности (ГОСТ Р 52169-2012 и пр.)(имеются сертификаты). Территория ДОУ оборудована: ограждением, целостность которого по всему периметру не нарушена, ворота и калитка запираются, на прогулочных площадках имеются навесы. ДОУ оборудовано: системой тревожной 23 сигнализации, системой охранного телевидения, системой экстренного оповещения и управления эвакуацией при совершении (угрозе совершения) террористического акта, системой пожарной сигнализации, первичными средствами пожаротушения. В Детском саду установлены пропускной и внутриобъектовый режимы: - в ночное время охрана детского сада осуществляется силами штатного сторожа; - в дневное время пропускной режим осуществляет, назначенный приказом, дежурный администратор. В помещении и на участке имеются средства реагирования на чрезвычайные ситуации план эвакуации детей в экстренных случаях, аптечка, инструкции, алгоритмы поведения при ЧС Ведется необходимая документация для организации контроля над чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями. С целью привития детям навыков безопасного поведения в ДОУ проводятся практические занятия по Безопасности, оформлены уголки безопасности, изготовлены методические пособия, имеются планы работы. 6.3. Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми В организации утверждены и соблюдаются: - Правила внутреннего трудового распорядка, - Правила внутреннего распорядка воспитанников, - Режим дня, - Режим занятий воспитанников и др. Одним из ключевых принципов здорового питания является максимальное разнообразие рациона с использованием всех основных групп продуктов. В ДОУ питание сбалансировано и осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учётом потребностей детского организма в белках, жирах, углеводах и калориях. Меню составлено в соответствии с натуральными нормами, рекомендованными нормативными требованиями (СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.4.3648-20). Соблюдается питьевой режим. Поставка продуктов ведется на договорной основе с поставщиками. Вся поставляемая продукция сертифицирована. Медицинский работник следит на пищеблоке и в группах за соблюдением санитарных норм, производит закладку и контролирует технологию приготовления блюд и нормы выхода готовой продукции, ведется бракераж поступающих пищевых продуктов и готовой продукции, учет калорийности. В ДОУ разработаны и внедрены: 24 Технологические карты. Положение об организации питания воспитанников, Положение об организации питьевого режима; Питание детей соответствует заявленному десятидневному меню. Информация о меню ежедневно доступна в групповых ячейках и на стенде детского сада. В группах соблюдается сервировка; осуществляется индивидуальный подход в процессе питания, педагогами ведется работа по развитию культурно-гигиенических навыков у воспитанников. Обеспечена доступность предметов гигиены. Повышение качества управления в ДОО 7.1 Наличие у руководителя ДОО требуемого профессионального образования Руководитель МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» Наземкина Раиса Васильевна, образование – средне-специальное, педагогическое. Курсы: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ГБОУ ДПО РХ « Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» Федеральный квалификации для институт повышения руководителей квалификации: организаций, лиц, «Программа назначенных повышения руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации» «Общие вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» 7.2 Разработанность и функционирование ВСОКО в ДОО В МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» имеется разработанное и утвержденное положение о ВСОКО, планы и отчеты об осуществлении ВСОКО, результаты реализации ВСОКО отражены на официальном сайте ДОО в разделе документы: 7.3 Наличие программы развития ДОО В МБДОУ Детский сад № 4 «Зоренька» разработана и реализуется программа развития ДОО, которая содержит стратегию развития в долгосрочном периоде (на 5 лет), а также требования к ресурсному обеспечению ее реализации (в том числе финансирование за счет средств бюджета, внебюджетных источников финансирования; содержит разделы, связанные с развитием профессиональных компетенций официальном сайте ДОО в разделе документы. 25 сотрудников ДОО). Размещена на